Учасие в семинаре

6-7 марта с опытом оформления кабинета я поделилась на Международном семинаре в Санкт-Петербурге.


 


     

Создание здоровьесберегающей среды и формирование
  гармоничного пространства средствами арт - терапии в школьном кабинете
(из опыта работы)

Шкерина Светлана Вениаминовна, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 130 г.Челябинска, победитель конкурса на
грант Губернатора Челябинской области «Лучший учитель Челябинской области - 2010»
 

Вопрос,  который волнует многих педагогов,  как соединить обучение и воспитание.  Исходя из опыта 25-летней педагогический деятельности, я пришла  к выводу, что процесс воспитания должен стоять на первом месте. Это педагогика сердца, где душа учителя и душа ребёнка идут и творят вместе.

В начале учебного года мне посчастливилось увидеть на улице города афишу о том, что в Челябинске проходит выставка картин индийского художника Шри Чинмоя «Птицы души». Я уже несколько лет назад была на такой выставке и ушла с сожалением, что сама не смогла почувствовать себя ребёнком, не нарисовала свою птицу-душу.  У меня возникло желание посетить эту выставку с моими детьми, учащимися 5 класса,  мечтала о том, чтобы они смогли почувствовать искусство художника  и через творчество выразить лучшие качества своей души.

На выставку мы пришли оживлённые и динамичные. Я уже знала, что картины несут внутреннюю гармонию и равновесие и переживала, смогут ли дети достигнуть этого состояния. Нам было предложено найти птицу своей души. Так как я уже «жила классом», то сразу выбрала картину, где был бесформенный клубок большого количества птиц, напоминающий пчелиный рой. Во время просмотра картин мне захотелось  найти ту картину, которая бы отражала через образ птиц-душ внутреннее состояние  детей в конце 5 класса. Выбранная мной картина (танцующие птицы в круге) похожа на цветок розу и  воплощает полную гармонию.


На
выставке картин Шри Чинмоя «Птицы души»

На выставке каждый ребёнок погрузился в своё сердце и нарисовал свою птицу-душу. Дети уходили спокойные и умиротворённые, с подарком для души: картиной Шри Чинмоя и афоризмом о дружбе, любви, счастье. И ко мне пришло осознание, что я нашла инструмент для преобразования своего собственного сознания, сознания детей и взрослых, а исследования картин, проведённые Военно-медицинской академией г.Санкт-Петербуга (кандидат мед. наук, психотерапевт В.В.Лесничий) дают научное подтверждение улучшения состояния здоровья. Это такой простой и доступный способ обретения здоровья и гармонии! Выбери свою картину, созерцай, наслаждайся! У меня появилось желание в   оформлении кабинета использовать картины Шри Чинмоя.
 


Каждый
ребёнок на выставке нарисовал свою птицу души

   Придя домой, стала изучать творчество художника.  Узнала о духовных качествах  цвета выбранных мною картин, смогла расшифровать и убедиться, что моя душа их выбрала правильно. Ведь чёрный цвет на первой картине - цвет растерянности (я ещё мало знала своих детей), а бордово - фиолетовый цвет второй картины означает проявление. Каждый в нашем классе должен научиться проявлять себя...  и в делах класса... и в многогранной жизни.

 И мне захотелось найти ещё одну картину, какими бы я хотела увидеть души своих детей к концу 11 класса.  Мне понравилась картина, в которой проявлено единство птиц красного цвета и красных ягод. Красный цвет - цвет восторга. Было бы здорово, чтобы это детское качество восторга они сохранили и пронесли через всю свою жизнь! Триединство картин отражает эволюцию сознания за 7 лет: с пятого по 11 класс. Нужно отметить, что все эти картины находятся в классе и дети постоянно рассматривают их.



Птица
души нашего класса в 11 классе

Оформляя  классный уголок «Дружба», разместила вокруг него картины Шри Чинмоя из серии «Гармония мира», с теми качествами, которые я хотела бы взращивать в своих детях: счастье, прощение, толерантность, разговор с душой, перемены, совершенство, мировая гармония. Это пища для наших  душ и сердец. 
  

 Мы с классом оформили фотовыставку «Птицы-души нашего 5 класса», чтобы всегда оставалась в сердце встреча на выставке с самим собой - настоящим, со своей душой, со своим богатым внутренним миром. Здесь дети написали откровения о своих одноклассниках, мечтах, классных делах.
Развитие внутреннего мира детей - это «Педагогика прогресса».

Рядом с классным уголком, в центре, представлены достижения учащихся в обучении: грамоты, дипломы за участие в олимпиадах, конкурсах - это «Педагогика успеха».

Состояние успеха во внешнем мире и душевного равновесия во внутреннем мире - это и есть «Гармония»! Есть цель, есть движение к
этой цели и исполнение её - воспитание гармоничной личности. Я счастлива, что педагогика прогресса  и педагогика успеха идут вместе «От мира и согласия в своей душе - в своей семье - классе, школе, стране - к миру и согласию на всей Земле».

       Для постоянного созерцания картин и передачи через них состояния покоя и гармонии разместила 10 картин Шри Чинмоя над учебной доской. Такое изобилие картин в кабинете (30 штук  формата А 4)  делает его ярким, светлым и удивительно-гармоничным.

Стена напротив окна называется «Обучение через мир красоты». Этот уголок класса посвящён географии: карта России, политическая карта мира. Между ними размещены   картины с выставки индийского искусства.  Все они объёмные, нарисованные акриловыми красками, как рисовал Шри Чинмой. В каждой картине можно раствориться. Они передают объём, глубину, погружение, передают моё желание покрыть нашу родину, весь мир цветами, яркими красками гармонии, единения с миром. Я вижу в этих современных картинах продолжение видения
природы глазами Шри Чинмоя, его способность на формате 2D рисунка передавать многомерность мира.  В центре - цветок на нежном бежевом фоне, на котором музыкальные строчки записаны нотами. Идею продолжают в верхней части постеры: среди песка пустыни змейкой вьются линии - звуки ветра.

 Традиционно в кабинетах географии висят
портреты путешественников - «завоевателей мира». В этом же кабинете цветы, в
центре стены лев - царь зверей, музыка звука и звук ветра на песке, и среди
этого наша страна и люди всего мира - мечта о гармонии в мире между природой,
животными, растениями и человеком. Это уголок класса для погружения в мир
будущей гармонии и реальное её воплощение.

         Мы хотим знать себя, своих детей,
глубокий внутренний мир души. И только высочайшее искусство помогает раскрыть
всех нас. Я благодарна, что первое познание детей прошло через выставку Шри
Чинмоя. Спустя пол - года, возвращаясь к ней и анализируя их рисунки, я
понимаю, где ребёнок открыт, где ребёнок замкнут и как ему помочь. Лечение
искусством - арттерапией, стало постоянным методом в работе.

         В кабинете оформляются выставки
детского рисунка на разные темы «Душа нашего класса», «Планеты солнечной
системы», «Вулканы», «Живая клетка», «Моя планета», «Моё настроение сегодня
(фрактальный рисунок»). Такой подход к образованию соединяет обучение и
воспитание, приносит радость мне, детям и их родителям.  Это даёт уверенность в том, что   дети, раскрывая свои сердца, не смогут
совершить плохих поступков. Лев Толстой сказал: "Каждый думает изменить
мир, но никто не думает изменить себя". Я настраиваю себя, детей и их
родителей на самопознание и преобразование своей природы.

      Каждая составляющая кабинета преобразует
сознание ребёнка от созерцания к действию. Пребывая в этой красоте, он сам
творит эту красоту. В кабинете  семь
сфер, через которые ребёнок может глубже познать себя, отожествляясь
(идентифицируясь) с объектами нашего многообразного мира.  В содержании процесс обучения соединён  с процессом воспитания.  Это
интегральной подход:



Сфера


 

 

Характеристика


 

 

Описание сферы


 

 

Мир воды


 


Вода
  учит мягкости, нежности, несёт информацию. Она способна реагировать на любые
  воздействия (слова, мысли, эмоции, образы).


 

 

Вместе
  с детьми мы разместили снежинки Масару Эмото со словами «Космос», «Ты
  молодец!», «Надежда», «Друг». А на кулере с бутылированной водой поместили
  слова «Любовь, счастье, дружба, единство, радость, благодарность, прощение» -
  те качества, которые  нужны для
  развития наших и наших душ  и для воды
  (слова написаны с 2-х сторон).


 

 

Мир минерала


 

 

Минерал
  учит устойчивости, надёжности, уверенности, единству с Землёй матушкой,
  природой.


 

 

В
  экспозиции представлены кристаллы, выращенные детьми. Это первый этап, когда
  они прочувствовали внутри себя гармонию, смогли проявить это состояние через
  творческое задание. Каждый кристалл особенный и неповторимый - это отражение
  индивидуальности ребёнка.


 

 

Мир природы


 

 

Природа
  учит гармонии, единству жизни планеты со всем живым.


 

 

Фонтан
  со структурированной водой Оджас - высшей жизненной энергией, дающей силу и
  здоровье, формирует через эту сферу порядок, гармонию, заряжает позитивной
  энергией не только наш кабинет, но и всю Землю (в оформлении используется
  глобус Земли).


 

 

Мир души
  (счастье, любовь). Мир радости и творчества.


 

 


 

 

Здесь
  идёт познание высших духовных качеств через раскрытия творческих способностей
  (рисование красками, карандашами, кусочками поролона, методика фрактального
  рисунка, лепка), осмысление высказывания великих людей о счастье, любви.


 

 

Ребёнок
  может взять в качестве подарка для души любимый афоризм или пожелание на
  каждый день.


 
 

 

Уголок уединения


 

(познание
  себя через погружение в сердце)


 

 


 

 

Растения
  учат нас красоте, нежности, мягкости.


 
 
 
 
 
 
 
 
 

Песочная
  терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего
  напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что
  повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.


 

 

Сфера
  представлена цветочной композицией из комнатных растений, пейзажа бескрайнего
  неба и места для занятий песочной терапии.  
  Это уголок, куда заходят по желанию. Дети могут сконцентрироваться на
  сердце, услышать голос интуиции, почувствовать внутренний покой, внутреннюю
  гармонию, защищённость, спокойствие, восстановить себя, собраться с силами.


 

Песочная
  терапия даёт возможность прикоснуться глубинному, подлинному Я, восстановить
  свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину
  мира.    В кабинете на переменах звучит
  музыка для релаксации, звуки природы, музыка Шри Чинмоя.


 

 

Мир гармонии


 

 

Настраивают
  детей меняться к лучшему, устанавливать добрые отношения и помогают всем
  проявить свои хорошие качества, вдохновляют заниматься спортом, физическим
  самосовершенствованием и превосходить свои предыдущие достижения. 


 

 

Представлен
  стендами «Гармония начинается с меня», «Гармония природы», «Гармония звука»,
  «Гармония слова», «Гармония отношений», «Гармония тела». Ведь физическое здоровье
  напрямую связано с духовным здоровьем. Информация на стендах работает с
  внутренним миром. Красивый дизайн, гармоничное оформление вдохновляет детей и
  взрослых изменять себя.


 

В
феврале 2016 года в кабинете география были проведены измерения энергетики бутылированной
«Люкс воды» в кулере на уровне 5 гармоний. 
Все результаты замерены оджас-консультантом,  представителем московской фирмы «Оджас -
Гармония» Хужиной Н.П., прибором Антенна Лекера (производство Франция).

Пять  гармоний являются пятью установленными на
антенне частотами.  Их присутствие
указывает на повышающийся уровень энергии и гармонии, что ведёт к улучшению
здоровья людей, находящихся в данной окружающей среде. 

1
гармония - Здоровье на клеточном уровне: уровень энергии для поддержания
здоровья  наших клеток.

2
гармония -  Энергия Земли, или
теллурическая энергия - обеспечивает устойчивость магнитного поля во всех живых
существах, блокируется гепатогенным стрессом.

3
гармония - Космическая, или небесная энергия: стабилизирует электрическое поле
во всех живых организмах, блокируется электросмогом.

4
гармония - Электромагнитная синергия: уровень энергии для естественного
улучшения физического, эмоционального, ментального и духовного здоровья и роста
(самая важная гармония для организации 
обучения и воспитания).

5
гармония - Глобальная синергия (уровень энергии, который способен поддерживать
энергетический поток посредством самоочищения (или саморазблокировки) при
негативном воздействии окружающей среды. 


Протокол
измерений жизненной энергии более высокого уровня - Пять гармоний
  
 

        



 

Измерения


 

 

1
  гармония


 

 

2
  гармония


 

 

3
  гармония


 

 

4
  гармония


 

 

5
  гармония


 

 

Частота,
  отвечающая за внутренний мир (духовность)


 

 

Бутылированная
  «Люкс вода» в кулере


 

 

70%


 

 

40%


 

 

0


 

 

0


 

 

0


 

 

0%


 

 

Бутылированная
  «Люкс вода» в кулере с надписью «Любовь, счастье, дружба, единство, радость,
  благодарность, прощение»


 

 

80%


 

 

40%


 

 

0


 

 

0


 

 

0


 

 

60%


 

Бутылированная
«Люкс вода» полезна для здоровья, но она не является «живой»,
структурированной. Мы применили рекомендованные японским учёным Масару Эмото
методы оживления воды (надпись на бутыле Люкс воды). Вода запомнила информацию
этих слов. Антенна Лекера показала действительное увеличение  на 10 % первой гармонии  (здоровье на клеточном уровне)  и  с 0%
до 60 % возрастание  показания духовной
частоты.

Стать
классным руководителем очень ответственно, ответственно перед своей душой. Это
значит стать им второй мамой, заботиться об их душе и здоровье. Кабинет
формирует атмосферу добра, взаимопонимания, согласия. Ребёнок начинает
естественно раскрывать себя через творчество и становится ещё одним прекрасным
цветком в саду сердца. Я считаю, что создан кабинет релаксации, объединяющий образование
и воспитание. При его оформлении руководствовалась голосом своей души. Каждый
раз ощущала новую потребность в преобразовании себя, новую спонтанную радость
от самосовершенствования и изменения сознания детей, их здоровья.

Дети с
радостью приходят в кабинет, говорят, что он самый красивый в школе, уютный и
родной. Я по-настоящему счастлива, что детям здесь нравится, они чувствуют себя
как дома.  В этом пространстве учащиеся и
учитель освобождаются от стресса, напряжения и устаревших моделей поведения
(авторитарной педагогики). Дети и мои отношения с ними меняются на глазах. Они
становятся мягче, добрее, терпимее  друг
к другу, начинают проявляться их лучшие духовные качества. Вся моя
педагогическая деятельность основана на самосовершенствовании. Я себя меняю и
дети себя меняют. У нас процесс изменения (учитель - ученик) взаимный.  В этом мне помогает и использование новейших
энерго-информационных технологий оджас-воды (я сама применяю воду оджас и
мечтаю о разрешении использовать  данную
технологию в школе, хотя бы в моём классе).

Приобщая
детей к искусству, к раскрытию красоты и самосовершенствованию, мы развиваем
наши души и делаем шаг к пониманию высказывания Ш.А. Амонашвили: «Без
восприятия истинных ценностей жизни, её духовной сущности, в новом тысячелетии
нам будут недоступны ни новейшие технологии и источники энергии, ни
освобождение от болезней, катастроф и разрушительных тенденций».  Если мы внутренне совершаем прогресс, то мы  сможем осознать и применить эти технологии
для спасения нашей планеты и нас в том числе, появится Новое  сознание и Новое дыхание Земли.

Перспективы
проекта:

1.     
В начале урока географии в течение 3-х минут проделывать
упражнение на визуализацию «Создание образа гармоничного класса» или упражнения
на релаксацию, используя музыку.  (При
этом используются картины «Птицы души» Шри Чинмоя, отражающие движение к
прогрессу нашего класса. Обсуждение образа можно проделать на классных часах,
давая возможность высказаться каждому ребёнку). 

2.     
При оформлении кабинета, я руководствовалась зовом своей души
(мечтала, творила, воплощала). На будущее, я хотела бы, чтобы это пространство
изменялось по желанию детей и родителей, становилось креативным (постоянная
новизна и обновление).

3.     
В зоне рекреации, напротив кабинета географии (3 этаж), создание
арттерапевтической гостиной зоны творчества «Рисуем настроение» с установкой
большого фонтана, мягких диванчиков, столов для рисования.

4.     
Новые задачи в воспитании детей и самосовершенствования
родителей и  педагогов: развитие
устремления в познании и  преобразовании
себя.